Самые частые манипуляции и обманы в рекламных сообщениях.
Выбор редакции AllAdvertising |
☰
Подробное описание
Для того, чтобы сделать окружающий мир лучше, нужно сначала понять, в чем его недостатки.
Много книг написано о том, как появилась реклама, что это такое, как она работает, и какие виды рекламы существуют. Несомненно, на сегодняшний день это считается такой же наукой, как и многие другие, с фактами, формулами, законами.
Реклама перестала быть отдельной субстанцией: под ней понимается продвижение в любых медиа, проведение промо-акций, мерчандайзинг, сэмплинг и многое другое. Маркетинг отдельно от рекламы просто не существует, и даже PR перестал быть просто «связью с общественностью».
Парадокс в том, что деньги сами по себе являются товаром, предметом продажи, которому также нужна реклама. Деньгам реклама нужна даже больше, чем обычному товару (например, хлебу), потому как «нужда денег» не природна, не естественна. Но сегодня достаточно умельцев, которые могут сказать цену всему, что нас окружает, всему, к чему мы можем прикоснуться.
Итак, рекламе нужны деньги, а деньгам нужна реклама.
Прекрасный замкнутый круг!
Реклама создает новые потребности, о которых многие раньше и не задумывались; акцентирует внимание на одном и уничижает ценность второго. Реклама помогает создавать новые товарные ниши, стимулирует появление новых желаний потребителей. И в этой экономической (но не экономичной) борьбе, когда ценность реального товара постоянно растет, а количество денег увеличивается, реклама берет на себя роль «продажного проповедника», говорящего нам о том, как стать лучше или кто такой «лучший».
Каждый ремесленник хочет быть лучшим в своем деле, стремится доказать это качеством своего товара. Именно такой подход лежит в основе прогресса. Но если в итоге товар хорош лишь на словах?
Обман первый: Человек с картинки
Человеческие качества нельзя получить вместе с неким товаром. Полагаю, это самый серьезный обман, который позволяет себе совершить реклама. Я не буду быстрее в кроссовках, волосы не перестанут выпадать благодаря шампуню, газировка не сделает меня веселей, мобильная связь не добавит мне друзей. И самое главное — «быть современным» не значит стать лучше. Это просто заблуждение в ценностях. К сожалению, реклама часто провоцирует возникновение подобных заблуждений.
Будь здоровым, энергичным, открытым, внимательным, честным, добрым не зависимо от того, какими материальными благами ты обладаешь, и не оценивай других по этим благам.
Обман второй: Лучший выбор
Преуменьшение достоинств других — это плохой признак, говорящий о низкой самооценке и стремлении преувеличить собственное значение. Это касается и товара в рекламе.
Когда реклама говорит, что товар «более высокого качества» или «более современен», «моден», «дорог» или «дешев», он не становится от этого лучшим выбором. Лучший выбор тот, который я совершаю самостоятельно, основываясь на моих персональных критериях оценки. Конечно, в рекламе эти критерии можно обобщить или сделать более конкретными. Но «лучший выбор» — это лишь ярлык, он не персонифицирован. Мотивы, потребности и возможности разных людей не могут быть идентичны. Сейчас я могу сделать лишь свой выбор, и для меня не важно сделал ли такой выбор кто-то еще. Но реклама часто говорит об обратном. К тому же, провоцировать мое сожаление о сделанном выборе в корне не правильно.
Обман третий: Вы можете больше
Нет ничего хуже обманутых ожиданий. Конечно, реклама провоцирует самообман не всегда. Она — не такой уж тонкий психологический инструмент, и рассчитана в первую очередь на массовые слабости. Да, я хочу нечто большего. И ты. Прогресс, несомненно, предоставляет нам новые возможности. Но чего я хочу? Само по себе желание сделать больше — это лишь желание, секундная мысль, забегающая на десятый круг. Без моей личной мотивации к действию и самого действия это желание фиктивно. Таким образом, мотивация к действию в рекламе товара имеет мало общего с реальными возможностями и желаниями человека. Just do it! Просто сделать? Что «это»?
Но, так или иначе, я уже участвую в «гонке»: чем большим я обладаю в материальном мире, тем дальше я от реального мира и от пути своего развития. Становится все сложнее отличить свои потребности от кем-то придуманных. Счастье — это наслаждение тем, что есть сейчас. Я могу больше, когда у меня есть цель, силы и когда друзья идут вместе со мной.
Обман четвертый: Скидка
Скидка — это подарок? Нет, это трюк. Делаешь цену ниже — продаешь больше. Гениально! Как это просто! В некоторых случаях это лишь скидка от предварительно сделанной наценки. Сегодня скидки можно видеть везде: на любые товары и услуги, и даже сами рекламные агентства не являются исключением. Но самая понятная мне скидка — это вечерняя 50% скидка на хлеб, выпеченный утром.
Обман пятый: Розыгрыш призов
Можно ли назвать розыгрыш прекрасным рекламным ходом? Первые из них были и вправду гениальны, а сегодня реклама превратилась в бесконечный розыгрыш и аттракцион «невиданной щедрости» для наивных и бедных людей, которые, сами того не ведая, платят за рекламу и продолжают щуриться в поисках света в конце туннеля.
Наиболее распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях. О возникновении политической рекламы свидетельствуют обнаруженные нaстенные нaдписи в Пoмпее: «Если ктo oтвергaет Квинтия, тoт дa сядет рядoм с oслoм!»
Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Это происходило по мере изобретения самого письма, которое в различных регионах датируется 6-8 тысячелетиями до н. э.
Уже в античной культуре формы рекламной деятельности выражались посредством разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) рекламируемых объектов, чья цель — активно проникать в психику потенциальных потребителей, привлекать их внимание и побуждать к совершению выгодных для рекламодателя действий.
Изобретение Гуттенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием чего явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.
Можно сказать, что, к сожалению, реклама выросла в неблагоприятной среде. Но если реклама не создает себя сама, то кто же делает ее такой?
Ответ прост: товар есть товар, а каков продавец, такова и реклама.
Реклама — это не только способ продвижения вашего товара, но и ваше лицо, отражение уровня развития и отношения к окружающим.
Много книг написано о том, как появилась реклама, что это такое, как она работает, и какие виды рекламы существуют. Несомненно, на сегодняшний день это считается такой же наукой, как и многие другие, с фактами, формулами, законами.
Реклама перестала быть отдельной субстанцией: под ней понимается продвижение в любых медиа, проведение промо-акций, мерчандайзинг, сэмплинг и многое другое. Маркетинг отдельно от рекламы просто не существует, и даже PR перестал быть просто «связью с общественностью».
- Цель рекламы — продать товар, услугу или даже человека (как публичную персону, когда речь идет об имидже в политике или бизнесе), и получить деньги.
Парадокс в том, что деньги сами по себе являются товаром, предметом продажи, которому также нужна реклама. Деньгам реклама нужна даже больше, чем обычному товару (например, хлебу), потому как «нужда денег» не природна, не естественна. Но сегодня достаточно умельцев, которые могут сказать цену всему, что нас окружает, всему, к чему мы можем прикоснуться.
Итак, рекламе нужны деньги, а деньгам нужна реклама.
Прекрасный замкнутый круг!
Реклама создает новые потребности, о которых многие раньше и не задумывались; акцентирует внимание на одном и уничижает ценность второго. Реклама помогает создавать новые товарные ниши, стимулирует появление новых желаний потребителей. И в этой экономической (но не экономичной) борьбе, когда ценность реального товара постоянно растет, а количество денег увеличивается, реклама берет на себя роль «продажного проповедника», говорящего нам о том, как стать лучше или кто такой «лучший».
Каждый ремесленник хочет быть лучшим в своем деле, стремится доказать это качеством своего товара. Именно такой подход лежит в основе прогресса. Но если в итоге товар хорош лишь на словах?
Обман первый: Человек с картинки
Человеческие качества нельзя получить вместе с неким товаром. Полагаю, это самый серьезный обман, который позволяет себе совершить реклама. Я не буду быстрее в кроссовках, волосы не перестанут выпадать благодаря шампуню, газировка не сделает меня веселей, мобильная связь не добавит мне друзей. И самое главное — «быть современным» не значит стать лучше. Это просто заблуждение в ценностях. К сожалению, реклама часто провоцирует возникновение подобных заблуждений.
Будь здоровым, энергичным, открытым, внимательным, честным, добрым не зависимо от того, какими материальными благами ты обладаешь, и не оценивай других по этим благам.
Обман второй: Лучший выбор
Преуменьшение достоинств других — это плохой признак, говорящий о низкой самооценке и стремлении преувеличить собственное значение. Это касается и товара в рекламе.
Когда реклама говорит, что товар «более высокого качества» или «более современен», «моден», «дорог» или «дешев», он не становится от этого лучшим выбором. Лучший выбор тот, который я совершаю самостоятельно, основываясь на моих персональных критериях оценки. Конечно, в рекламе эти критерии можно обобщить или сделать более конкретными. Но «лучший выбор» — это лишь ярлык, он не персонифицирован. Мотивы, потребности и возможности разных людей не могут быть идентичны. Сейчас я могу сделать лишь свой выбор, и для меня не важно сделал ли такой выбор кто-то еще. Но реклама часто говорит об обратном. К тому же, провоцировать мое сожаление о сделанном выборе в корне не правильно.
Обман третий: Вы можете больше
Нет ничего хуже обманутых ожиданий. Конечно, реклама провоцирует самообман не всегда. Она — не такой уж тонкий психологический инструмент, и рассчитана в первую очередь на массовые слабости. Да, я хочу нечто большего. И ты. Прогресс, несомненно, предоставляет нам новые возможности. Но чего я хочу? Само по себе желание сделать больше — это лишь желание, секундная мысль, забегающая на десятый круг. Без моей личной мотивации к действию и самого действия это желание фиктивно. Таким образом, мотивация к действию в рекламе товара имеет мало общего с реальными возможностями и желаниями человека. Just do it! Просто сделать? Что «это»?
Но, так или иначе, я уже участвую в «гонке»: чем большим я обладаю в материальном мире, тем дальше я от реального мира и от пути своего развития. Становится все сложнее отличить свои потребности от кем-то придуманных. Счастье — это наслаждение тем, что есть сейчас. Я могу больше, когда у меня есть цель, силы и когда друзья идут вместе со мной.
Обман четвертый: Скидка
Скидка — это подарок? Нет, это трюк. Делаешь цену ниже — продаешь больше. Гениально! Как это просто! В некоторых случаях это лишь скидка от предварительно сделанной наценки. Сегодня скидки можно видеть везде: на любые товары и услуги, и даже сами рекламные агентства не являются исключением. Но самая понятная мне скидка — это вечерняя 50% скидка на хлеб, выпеченный утром.
Обман пятый: Розыгрыш призов
Можно ли назвать розыгрыш прекрасным рекламным ходом? Первые из них были и вправду гениальны, а сегодня реклама превратилась в бесконечный розыгрыш и аттракцион «невиданной щедрости» для наивных и бедных людей, которые, сами того не ведая, платят за рекламу и продолжают щуриться в поисках света в конце туннеля.
Эпилог
Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Да-да, прекрасная реклама!Наиболее распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях. О возникновении политической рекламы свидетельствуют обнаруженные нaстенные нaдписи в Пoмпее: «Если ктo oтвергaет Квинтия, тoт дa сядет рядoм с oслoм!»
Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Это происходило по мере изобретения самого письма, которое в различных регионах датируется 6-8 тысячелетиями до н. э.
Уже в античной культуре формы рекламной деятельности выражались посредством разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) рекламируемых объектов, чья цель — активно проникать в психику потенциальных потребителей, привлекать их внимание и побуждать к совершению выгодных для рекламодателя действий.
Изобретение Гуттенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием чего явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.
Можно сказать, что, к сожалению, реклама выросла в неблагоприятной среде. Но если реклама не создает себя сама, то кто же делает ее такой?
Ответ прост: товар есть товар, а каков продавец, такова и реклама.
Реклама — это не только способ продвижения вашего товара, но и ваше лицо, отражение уровня развития и отношения к окружающим.
Последнее обновление страницы: 15/03/2021
Прямая ссылка: https://alladvertising.ru/info/reklama_pro_or_fake.html
Прямая ссылка: https://alladvertising.ru/info/reklama_pro_or_fake.html