6 Декабря 2013 на круглом столе в Петербурге эксперты обсудили будущее брендинга
Молодая отрасль брендинга переживает стадию значительного роста и профессионального становления. Количество компаний, экспертов, специалистов, декларирующих специализацию «брендинг», растет с каждым годом. Но что это за профессия? Какие специальности входят в категорию? И как сделать так, чтобы творческая сторона брендинга взаимодействовала со стратегией? Этот и многие другие вопросы ведущие специалисты по брендингу обсудили в рамках дискуссии «Что такое брендинг?», проходившей 6 Декабря 2013 в ресторанном комплексе BIBLIOTEKA в Санкт-Петербурге.
Участники круглого стола – генеральный директор Brandson Branding Agency Елена Юферева, президент Lelikov&Partners Сергей Леликов, основатель брендингового агентство Front:Design Андрей Кожанов, генеральный директор Coruna Branding Сергей Ким и ряд других специалистов – озвучили свое понимание брендинга и его отличий от сопутствующих дисциплин – маркетинга, дизайна, рекламных коммуникаций. Эксперты также поделились соображениями о том, что поможет привлечь в специальность новое поколение профессионалов и какие знания и навыки будут наиболее востребованными в ближайшие годы.
Не секрет, что на сегодняшний день отрасль испытывает недостаток в профессиональных кадрах. Несмотря на то, что рынок брендинговых услуг за последние годы рос в среднем на 15%, для воплощения в жизнь по-настоящему крупных проектов по-прежнему привлекаются зарубежные компании. В частности, созданием бренда «Сочи-2014» занималось международное агентство Interbrand, а концепцию ребрендинга для Сбербанка разработало бренд-консалтинговое британское агентство Fitch, которое ранее работало с «Почтой России» и «Детским миром». На самом деле в России существуют профессиональные компании, которые имеют достаточного опыта и ресурсов, чтобы «тянуть» подобные проекты, но их не так много по сравнению с растущей потребностью. Получается, что бы лишний раз не «обжигаться» проекты уходят зарубежным исполнителям.
И это отнюдь не случайно. Качественные образовательные программы, нацеленные на решение конкретных бизнес-задач, в российских вузах пока лишь формируются. Большинство топовых специалистов, обладающих настоящей экспертизой в области брендинга или стратегических коммуникаций, проходили обучение или стажировку в зарубежных вузах. Между тем рынок нуждается в таких специалистах, ведь число проектов постоянно растет.
Постоянный выбор в пользу иностранных агентств – лишь одна сторона проблемы. К сожалению, многие российские компании и даже государственные структуры в последнее время ударяются в другую крайность, делая выбор в пользу «любителей», которым доверяются серьезные проекты. За примерами далеко ходить не придется – достаточно вспомнить новый логотип для «Концерна Калашников», разработкой которого занимался неизвестный народный умелец. Итогом работ стал «полный ребрендинг» (по меткому замечанию одного журналиста). А ведь сам «Ростех» заказал ребрендинг у гуру дизайна Хейзл Макмиллан и целой команды стратегов за $1,5 млн…
В итоге складывается парадоксальная ситуация: клиенты, которым требуется комплексный брендинг, обращаются не в брендинговые агентства, а в дизайн-студии или даже к фрилансерам – и на выходе получают продукт, который их, естественно, не устраивает. Дело в том, что полноценный проект может реализовать лишь команда специалистов. К примеру, рабочая группа даже для самого простого проекта в профессиональном агентстве включает маркетолога, стратега, хотя бы двух копирайтеров, несколько дизайнеров и креативного директора. Только поставленные бизнес-процессы и профессионализм самой компании, оказывающей консультационные услуги, поможет реализовать проект качественно, в срок, а главное - с чётким пониманием задач клиента.
Объяснить разницу между специалистом и неспециалистом достаточно просто. Свидетельством профпригодности мог бы стать образовательный сертификат, заверенный профессиональным сообществом «по Гамбургскому счету». До недавнего времени в России ничего подобного не было. Однако ведущие профессионалы отрасли решили изменить эту ситуацию и лично заняться подготовкой тех, кто уже завтра сможет помогать им в осуществлении самых серьезных проектов. Таким образом, возникла идея Высшей школы брендинга.
Концепция Школы подразумевает кроссдисциплинарную программу обучения. Это значит, что независимо от выбранной специализации (бренд-стратегия, бренд-дизайн или бренд-менеджмент) учащийся получит знания обо всех направлениях современного брендинга. Программа обучения рассчитана на 18 месяцев. Для студентов из других городов предусмотрена уникальная возможность – получать образование дистанционно, используя современные форматы коммуникации.
Основная задача факультета – подготовить квалифицированных, многофункциональных специалистов, чья компетенция объединяет стратегические и творческие компоненты профессии. Преподавателями Школы станут ведущие специалисты агентств, арт-директора, бренд-стратеги, известные дизайнеры и успешные директора проектов, а также бренд-менеджеры крупных компаний-заказчиков, работающие по всей стране.
«В отличие от существующих программ обучения по брендингу, которые предлагают различные вузы, Высшая школа брендинга обучает не отвлечённой и подчас оторванной от жизни теории, а конкретным навыкам решения задач и ведения проектов, Благодаря этой инициативе мы сможем сразу получать квалифицированных специалистов, полностью подготовленных для работы «на передовой». Директорам агентств не придется тратить время и усилия, чтобы переучивать горе-выпускников, ведь они придут в агентства, имея реальный опыт и практические знания», - уверена - рассказывает Елена Юферева, генеральный директор Brandson Branding Agency и один из преподавателей Школы.
По словам специалистов, Высшая школа брендинга – это первый образовательный проект, который имеет статус второго высшего образования. Площадкой Школы станет Институт бизнеса и дизайна – автономная некоммерческая организация, имеющая все необходимые лицензии и аккредитованная Министерством науки и образования РФ. Следовательно, диплом Высшей школы брендинга будет соответствовать установленным государственным образцам и признаваться на всей территории России. А значит, существуют все предпосылки для того, что российский рынок брендинговых услуг получит специалистов по-настоящему высокого уровня.